Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
синопсис ссылался русский историк В. Н. Татищев, кото рый приводил, среди прочих версий происхождения сла вян, и версию, согласно которой, московиты являлись потомками легендарного Мосоха. После воссоединения Украины с Россией теория «Москва —Мосох» начинает проникать и в московскую историографию через сочине ния писателей—южноруссов. Так, иеромонах Густынско- го монастыря Михаил Лосицкий во введении к Густын- ской летописи в 1670 году, основанном на польских источниках, утверждает: «От Мосоха... наш народ словен ский изыде и Мосхинами, сиесть Москвою именовался и, от сея Москвы все сарматы Руси, Ляхи, Чехи, Болгаре, Славяне изыдоша». Эта же гипотеза фигурирует во многих других источ никах, преимущественно в XVII—XVIII веках, рассматри валась и не отвергалась, в частности, Василием Кирилло вичем Тредиаковским (1703—1769 гг.) и упомянутым нами Михайло Васильевичем Ломоносовым. Так, Тредиаков- ский важным считал, что у Иезекииля имя Роса стоит рядом с именем Мосоха — предком московитов. Треди- аковский соединяет их имена, образуя единого персо нажа — Рос-Мосоха, который «есть праотец как россов, так и мосхов». Потомки Рос-Мосоха разделили «общее праотеческое имя надвое, так что одни шествовали и садились на места под именем россов, а другие под име нем мосхов».1Ломоносов весьма осторожно высказался о данной библейской проблематике. Он писал, что не может ни подтвердить, ни отвергнуть происхождение славян от Мосоха.2 Польский историограф и католический священник 1Тредиаковский В. К. Три рассуждения о трёх главнейших древностях российских. —СПб., 1849. Т.3.С. 384. 2Ломоносов М. В. Записки по русской истории. —М.: Эксмо, 2003. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz