Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

ется «великое сборище полчищ», которое «в последние дни» под предводительством «Гога в земле Магог, князя Роша, Мешеха (Мосоха) и Фувала1», вместе с «Гомером со всеми отрядами его, домом Фогарма2, от пределов севе­ ра», вторгнется «на землю неогражденную», «избавлен­ ную от меча, на горы Израилевы», чтобы грабить и опустошать, где падут от руки Господней. В других местах Ветхого Завета Магог, Мосох и Фувал являются сыновьями Иафета. Византийцы сопоставляли Гога, «князя Роша» — с русским народом, поскольку «Рош» транскрибируется3по-гречески, как Рос (Ros). С именем Мосоха (Мешеха) некоторые летописцы и историки свя­ зывали происхождение названия города Москва. Так, по личному указанию царя Петра I в 1699 году в Амстер­ даме было издано «Введение краткое во всякую исто­ рию...», где прямо было сказано: «Москва река паче всех рек прославися, зело и именем Мосоха, праотца Россий­ ского, и пресветлейшим престолом пресветлейшаго и великого монарха». Версии о связи между потомками Мосоха и Москвой придерживался упомянутый нами Киевский синопсис, изданный в 1674 году. На Киевский современник пророков Иеремии и Даниила. 1Фувал, пятый сын Иафета (Быт. 10:2), а также название народа, кото­ рый с Иованом или Рошем и Мешехом был в земле Магог под влады­ чеством Гога и который производил торговлю с Тиром, «Иован, Фувал и Мешех торговали с тобою (Тиром), выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду» (Иезекииль. 27:13). 2Фогарма — сын Гомера. В еврейской литературе позднего средневеко­ вья название Фогарма (Тогарма) употреблялось для обозначения сего­ дняшней территории Турции. 3Транскрибирование — передача, воспроизведение текста способом, стремящимся к наиболее точной передаче произношения при помощи алфавита. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz