Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Потомки Чингисхана должны были собираться раз в год вместе с высшими офицерами каждого царства для сви­ детельства, что ни один принц Чингисовой крови не нарушил Ясы в истекший период. Любой принц, при­ знанный виновным, должен был быть низложен. В част­ ности, приказ Бату-хана гласил: «Кто бы ни нарушил Ясу, должен потерять свою голову!» В «Великой Ясе» были закреплены и кодифицирова­ ны: монгольское и обычное право, а также народные обычаи и воззрения. «Великая Яса» включала в себя два крупных раздела: 1) «Билик» —сборник изречений самого Чингисхана, который содержал в себе его мысли, наставления и реше­ ния. Они могли быть как общего, теоретического харак­ тера, так и в качестве высказанных им суждений по пово­ ду конкретных случаев. 2) «Яса» — свод положенных законов, военных и гражданских, с установлением ответственности за их неисполнение. Таким образом, Чингисхан установил общественный порядок для укрепления господства монгольской импе­ рии и утвердил свод законов — «Великая Яса», который удерживал нацию кочевников в рамках твёрдого закона. Строгость «Великой Ясы» оказала благоприятное влия­ ние на общественный строй и жизненный быт монголов, претворение и исполнение данного закона было чётким. Посол Италии Плано Карпини, находясь в Монголии, писал: «В Монголии вообще нет внутренних распрей и борьбы, нет случаев убийства людей, все друг к другу относятся мирно и мягко, очень редко возникают какие- либо дела и тяжбы, так как нет воров и разбойников, сун­ дуки и какие-либо вещи хранятся без замков. Иногда происходят случаи потери скота, нашедший его хранил у себя».1 Монголы создали особый, свой вариант системы цен­ 384

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz