Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Жизни лишали также за мошенничество и невозмож­ ность выплатить штраф; за убийство животного по маго­ метанскому, а не по монгольскому обычаю; за блуд муж­ чины и неверность жены; за купание в проточной воде; за то, что помочился в воду, в золу или внутри юрты. Пре­ дателей и гостеубийц уничтожали беспощадно вместе с родственниками, ибо, полагали, склонность к преда­ тельству —наследственный признак. Менее серьёзные проступки либо облагались штра­ фом, либо за них назначали удары палкой. Казни при Чингисхане отличались невероятной изощрённостью. Человека обычно умертвляли путём отсечения головы. В особых случаях вырезали у человека сердце. Иногда практиковались бескровные казни. Мон­ голы искренне считали, что человеческая душа находится в крови. И если убить, не пролив ни капли крови, то это благо для души. Поэтому если монгол, приговорённый к смерти, пользовался особым уважением, то ему оказы­ валась высочайшая милость. Человека убивали, но при этом не проливалась кровь. Обречённого на смерть зака­ тывали в кошму (войлочный ковёр) и подтягивали пятки к затылку. При этом позвоночник ломался и человек уми­ рал, но на его теле не было, ни одной раны, из которой могла бы сочиться кровь. Эта казнь проиллюстрирована в историческом романе Василия Яна «Батый»: «Нукеры со смехом поставили одного из дравшихся на голову... Ноги в старых, заплатанных жёлтых сапогах с длинными острыми каблуками мелькнули в воздухе. Пыхтя и отби­ ваясь, схваченный кричал, что он не виноват. Два дюжих монгола прижали пятки наказанного к затылку. Раздался сухой треск. Пронзительный крик оборвался».1 1Ян В. Г. Батый. —М.:Радуга, 1993, с. 375. 382

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz