Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
ниями. Объединившись в группы (ватаги), они, иногда, ходили развлекать народ с целью ограбления. Влетописях содержатся сведения о бесчинствах бродячих артистов на Руси. Все эти причины начали приводить движение скоморохов к упадку. Царское правительство и Православная церковь постоянно преследовали скоморохов, в том числе, и как носителей языческой культуры. Скоморохов били, высы лали, сжигали их инструменты и маски. ВXVI—XVII веках неоднократно издавались Указы патриархов и царей о высылке скоморохов в отдалённые места. Кроме того Православная церковь и государство обвиняли скоморо хов в совершении разбоев. В сочинении упомянутого нами немецкого путешественника Адама Олеария, име ется свидетельство о повальных обысках в домах моск вичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосу дов» —музыкальных инструментов скоморохов и их уни чтожения. Так, в частности, музыкальные инструменты и маски скоморохов свозили на берег реки Москвы и там предавали сожжению. В 1648 и 1657 годах патриарх Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось об битье батогами скоморохов и их слушате лей, уничтожении скоморошьего инвентаря. Таким обра зом, со временем «профессиональные» скоморохи пре вратились в дрессировщиков животных, в частности мед ведей, кукольников, ярмарочных увеселителей, балаган щиков и акробатов. Традиции скоморошества сохранились в националь ной культуре восточных славян, в обычаях ряжения, народного театра, свадебных и календарных фольклорах. Следует отметить, что становление народного театра характеризуется появлением спектаклей театра живого актёра. Наиболее значительным памятником этого этапа является устная народная драма «Царь Максимильян» 348
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz