Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

ниями. Объединившись в группы (ватаги), они, иногда, ходили развлекать народ с целью ограбления. Влетописях содержатся сведения о бесчинствах бродячих артистов на Руси. Все эти причины начали приводить движение скоморохов к упадку. Царское правительство и Православная церковь постоянно преследовали скоморохов, в том числе, и как носителей языческой культуры. Скоморохов били, высы­ лали, сжигали их инструменты и маски. ВXVI—XVII веках неоднократно издавались Указы патриархов и царей о высылке скоморохов в отдалённые места. Кроме того Православная церковь и государство обвиняли скоморо­ хов в совершении разбоев. В сочинении упомянутого нами немецкого путешественника Адама Олеария, име­ ется свидетельство о повальных обысках в домах моск­ вичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосу­ дов» —музыкальных инструментов скоморохов и их уни­ чтожения. Так, в частности, музыкальные инструменты и маски скоморохов свозили на берег реки Москвы и там предавали сожжению. В 1648 и 1657 годах патриарх Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось об битье батогами скоморохов и их слушате­ лей, уничтожении скоморошьего инвентаря. Таким обра­ зом, со временем «профессиональные» скоморохи пре­ вратились в дрессировщиков животных, в частности мед­ ведей, кукольников, ярмарочных увеселителей, балаган­ щиков и акробатов. Традиции скоморошества сохранились в националь­ ной культуре восточных славян, в обычаях ряжения, народного театра, свадебных и календарных фольклорах. Следует отметить, что становление народного театра характеризуется появлением спектаклей театра живого актёра. Наиболее значительным памятником этого этапа является устная народная драма «Царь Максимильян» 348

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz