Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
жеских и боярских родов. Такими певцами были упоми наемые в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович и Садко. В ходе своего представления скоморох напрямую общался с публикой, и нередко представлял сатирически ми персонажами купцов, представителей церкви и власти. Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглаша ли на похороны и поминки. Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, активными заводи лами которых являлись скоморохи. Из хроник известно, что сам царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать вместе со скоморохами, а также петь с ними «срамные» песни. ВXVI—XVII веках при цар ском дворе появились органы, скрипки и трубы, игра на которых была освоена и скоморохами. Постепенно музыкальное и увеселительное движение скоморохов стало приходить в упадок. На то было несколько причин. Во-первых, церковь была настроена против скоморохов, потому что они были связаны с язычеством. Большинство церковных поучений гласило о том, что увеселение — это грех, который производят люди на земле. Праздность —это не самый лучший спо соб отдать богу должное за жизнь и счастье, которое име ешь. Поэтому церковь считала выступления скоморохов на Руси «богомерзкими», а их сатира признавалась вред ной. Во-вторых, шутки и весёлые песни скоморохов часто были связаны с церковью и царём. Скоморохи всячески высмеивали официальную христианскую церковь на Руси, а также шутили и про царя. В-третьих, скомо рохи часто занимались не только весельем и представле 347
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz