Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
тиях «бесовским» промыслом, поскольку они одевались в короткополые кафтаны, а, как известно, ношение короткополой одежды на Руси считалось большим гре хом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя ещё в X веке маскирование встретило рез кое осуждение церкви. Всем своим житейским поведе нием скоморохи противопоставляли себя общепринято му укладу старой Руси, а в своём творчестве проводили оппозиционные настроения. Немецкий путешественник, географ и историк Адам Олеарий (1599—1671 гг.), секретарь голштинского посоль ства, трижды в середине XVII века побывавший в России, в своём знаменитом труде «Описание путешествия в Московию» рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодёжи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тот час же могут представить какую-нибудь шутку или шалость с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную её сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления». Скоморохи как действующие лица выступают во многих русских былинах. Известна былина «Вавило и скоморохи», сюжет которой в том, что скоморохи зовут с собой скоморошить пахаря Вавилу и сажают его на царство. Исследователи былин приписывают скомо рохам значительную долю участия в сложении былин и относят к их творчеству многие, особенно потешные скоморошьи истории. Следует отметить, что наряду со скоморохами-игроками по профессии в былинах упо минаются и певцы-любители из среды знатных особ кня 346
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz