Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

выми русскими актёрами-профессионалами. Важное место в смеховой культуре скоморохов зани­ мали словесные смеховые тексты, скоморошины, порой, даже пародии на царскую и церковную службу. Большое распространение в смеховых текстах получило у скоморо­ хов и языческое ритуальное сквернословие. В правосла­ вии смех считался атрибутом бесов. Таким образом, если святость —это результат пути человека наверх, к Богу, то смеховой мир —это путь вниз, к дьяволу. В X—XIV веках скоморохи объединялись в «ватаги» по 20—70 человек и ходили по городам и сёлам, где пляса­ ли и пели, показывали различные фокусы, дрессирован­ ных животных, разыгрывали смешные фарсы и представ­ ления. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи осед­ лые, в основном боярские и княжеские. Именно послед­ ним многим обязана народная комедия. Скоморохи так­ же являлись в виде кукольников. Представления куколь­ ной комедии, постоянно сопровождавшиеся показыва­ нием «медведя» и «козы», которая била всё время в «лож­ ки», давались на Руси с давних пор. «Коза» и «медведь» — непременные участники святочного, рождественского обряда обхода дворов, ряжения. Ряженые колядовщики, ходившие по дворам, исполняя специальные весёлые песни, колядки, перевоплощались в свои маски. Комедиант-кукольник надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал её кверху, закрывая голову, и из-за этой импровизированной занавески показывал своё представление. Позже кукольники инсценировали бытовые сказки и песни. Таким образом, кукольная комедия, как и разыгрывание, ряжеными бытовых фар­ сов, была попыткой оригинальной переработки разнооб­ разных элементов драмы, присутствующих в русской народной поэзии или занесённых из других стран. Имен­ но скоморохам приписывают создание многих былин 344

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz