Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
ной культуры. Так как деятельность «весёлых» (потеш ников) в основном была связана со смеховой культурой, с различными формами народного юмора и сатиры. Некоторые историки акцентируют своё внимание на раннеславянских похоронных обрядах, включавших в свою структуру смеховое начало. Указывая на этот тип обрядов, русский историк, археолог и этнограф Алек сандр Александрович Котляревский (1837—1881 гг.) отме чал, что «они не исключают своего рода веселья». Араб ский путешественник и писатель первой половины X века Ахмад Ибн-Фадлан приводил пример «чрезмерного» смеха на похоронах славянина (руса). А церковный дея тель XVII века Антиохийский патриарх Макарий III осуж дал совершение поминок по умершему славянину «с полной радостью и весельем». Смеховой элемент в погребальной обрядности первоначально носил маги ческий характер и основывался на древних представлени ях славян об умершем как о «переселении» в иной мир. Поэтому похороны — это не только скорбь о его утрате, но и радость по поводу будущего путешествия, радость, выражаемая смехом. Советский учёный, филолог-фольк лорист, исследователь мифологических, фольклорных и литературных текстов Владимир Яковлевич Пропп (1895—1970 гг.) трактовал похоронный смех как средство «приобщения» покойного к жизни на «том свете». Смех служил средством превращения акта смерти в акт воз рождения. Первыми скоморохами на Руси были, возможно, бро дячие иноземцы: артисты-мимы, народные музыканты и другие, которые быстро «обрусели». Их ряды пополня лись теми русскими «весёлыми» людьми, у которых обна руживался талант к бродяжничеству и шутовству, весё лым выдумкам. В число скоморохов попадали и бывшие языческие «кудесники», которые могли показывать «чудеса» (фокусы). Одним словом, скоморохи были пер 343
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz