Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Вла димир Иванович Даль: «Скоморох, скоморошка, музы кант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промыш ляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актёр, комедиант, потешник, медвежатник, ломака и шут». Для России скоморошество и шутовство явление весьма характерное в историческом смысле и имеет не только общую историческую основу, но и свою народ ную окраску, довольно резкую и отличительную, как и прочие стороны российской истории. Репертуар ско морохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, дом ры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреп лён определенный характер и своя маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлека ли их в своё представление. Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чьё искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью и оригинальностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох», — гласит русская поговорка. Так постепенно создавалась почва для того, чтобы искусство скоморохов в дальнейшем сделалось их профессией, ремеслом. Скоморошество представляло единственную, соответствовавшую вкусам народа в тече ние многих веков, форму развлечения и утехи, заменяв шую ему вполне новейшую литературу, новейшие сцени- роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, например роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной. 341
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz