Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

к детским играм и тому подобное. Данные мотивы выде­ ляются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древ­ нейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открываю­ щегося подвижнику во время его страданий. Эти стан­ дартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентрично- стью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и входит в Царство Небесное. Эта богословская канва мученичества отражается и в структурных характеристи­ ках мученических актов. Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распростране­ ние две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древней­ ший памятник торжественного красноречия «Слово о законе и благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI века). Слово первое известное оригинальное произведе­ ние, созданное русским автором — представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий зна­ чимость для Руси принятия христианства и прославляю­ щий Русскую землю и ее князей. Яркий образец нраво­ учительного красноречия «Поучение Владимира Моно- маха» (1096 или 1117 год), представляющее собой своеоб­ разное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии. Особую группу памятников древнерусской литерату­ ры составляют хождения (хожения) — разновидность литературы путешествий. Их главное назначение —рас­ сказать о христианских святынях и достопримечательно­ стях, но в них содержатся также сведения о природе, кли­ 339

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz