Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

новый уровень духовного развития, способствовало их самоопределению. Славяне, получив единую письмен­ ную систему, опередили в духовном развитии другие народы Европы, которые пользовались непонятной в широких массах латынью. Что касается братьев Кирилла и Мефодия, то они дол­ гое время выполняли свою миссию в Моравии. Их дея­ тельность не приветствовалась католическим духовен­ ством. Однако впоследствии Кирилл и Мефодий доби­ лись разрешения вести службу на славянском языке у самого папы римского. Кирилл скончался в Риме 14 февраля 869 года, а Мефодий вернулся в Моравию, где после убийства князя Ростислава подвергся гонениям и был заточен в тюрьму, где и умер в 885 году. В дальней­ шем, старославянский книжный язык был заимствован Киевской Русью и преобразован в соответствии с фоне­ тикой древнерусского языка. Кириллица претерпела ряд изменений, в результате чего, количество букв сократи­ лось с 43 до 33. О распространении грамотности среди различных слоёв древнерусского общества свидетель­ ствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содер­ жащие бытовые записи характера, письма, а также много­ численные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий —граффити. Первые школы. Несмотря на достаточно широкое рас­ пространение грамотности (берестяные грамоты и граф­ фити вышли из-под руки ремесленников, купцов, жен­ щин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты пер­ вые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в кото­ ром девушек обучали грамоте. Появились и школы выс­ шего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранны­ 336

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz