Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

(водяные). Вся природа казалась ему одухотворенной и живой. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников, связанных с почи­ танием природы и с культом предков. Наблюдая правиль­ ную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали „поворот солнца на лето“ особым празд­ ником —колядою (от латинского calendae; другое назва­ ние этого праздника „овсень“ — от „овесень“). За этим праздником следовали другие в честь того же солнца — проводы зимы, встреча весны („красная горка“), прово­ ды лета (праздник „купалы“). Одновременно у славян были праздники в честь своих умерших, носивших общее название тризн. Была весенняя тризна по предкам — „радуница“, был летний праздник „русалий“, такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие язы­ ческие праздники, пережили само язычество. Они удер­ жались в народе даже до нашего времени и были приуро­ чены к праздникам христианского календаря: коляда — к Святкам, проводы зимы —к масленице, красная горка и радуница — к Святой и Фоминой неделям, „купала“ и русалий —к Иванову дню».1 В «Повести временных лет» указано, что до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли сначала послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина. 1Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. — Петрозаводск: АО «Фолиум», 1995. 312

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz