Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

и считалось отцом солнца, почему Даждьбогу было усво­ ено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая; почитая землю, как свою мать, сла­ вяне чтили Даждьбога и Велеса, как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той ясно­ сти и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, „идолы“. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идо- лослужение. Примечательно, что варяжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую мифологию, несмотря на политическое господство варя­ гов; так было по той причине, что языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских. Варяги легко меняли своё язычество на славянский культ. Так, князь Игорь был варягом по происхождению, но со своей дружиной клялся славянским Перуном и поклонялся его идолу. Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считал­ ся как бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда слово пращур) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожани­ цами и так же почитались, как и род. С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах, место рода заступил семейный предок — дедушка домо­ вой, покровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь, проникав­ шая весь этот культ предков, сказывалась и в том веро­ вании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (русалки). Веря в существо­ вание таинственных хозяев человеческих жилищ, славя­ нин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде 311

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz