Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
рейшин. Таким образом, древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причём в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не, только к разным родам, но даже к разным племенам. Соседская община — это, как правило, село в 10—15 дворов, где жили большие семьи из 2—3 поколений, включая взрос лых женатых сыновей. По мере их роста на расстоянии в 7—8 км «в деревах» (лесу) основывались деревни в 1—2 двора, сохранявшие связь с селом. Расчистка леса под пашню требовала усилий всей общины, отсюда её крепость у восточных славян. Высшим органом общины был сход из домохозяев, где решение принималось не голосованием, а общим согласием, и избирались стар цы. Соседская (территориальная) община у восточных славян была низшим звеном социальной организации. Соседские общины затем объединялись в племена, а последние —в союзы племён (начиная с VII века). Эти союзы племён представляли собой достаточно сложный социальный организм. Центрами их социально-полити ческой жизни были укреплённые «грады», которые со временем превратились в полноценные города, напри мер, Киев —у полян, Искоростень —у древлян, Новго род —у славян (словен) и т. д. Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII—VIII веках можно определить как «воен ную демократию». Её признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важней ших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее воору жение населения (народное ополчение). Это означало равенство всех членов общества. Правящий слой форми ровался из двух слоев: старой родоплеменной аристокра тии (вождей, жрецов, старейшин) и из аристократии, раз богатевшей на эксплуатации рабов и своих соседей. Образование государственности у восточных славян 275
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz