Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

одним родовым старшиною. Родовые старшины имели большую власть каждый в своём роде, а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за всё своё племя. Родо­ вые общины вели своё происхождение от общего, чаще всего мифического предка. Всё добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну. Это понимание равенства как всеобщей «урав­ ниловки» сохранилось у восточных славян на долгие века. Удачливый охотник пользовался всеобщим уважением не потому, что он много имел, а поскольку щедро делился добычей со своими родственниками. Наибольшим авто­ ритетом пользовались более опытные, пожилые люди, носители опыта и знаний предшествующих поколений. Поэтому в славянских языках однокоренные слова «стар­ ший», «старый», «старец», «старшина» означали одновре­ менно и старшего по возрасту, и занимающего более высокое общественное положение. С течением времени, когда племена и роды расселя­ лись на больших пространствах, связь между ними осла­ бевала, и они распадались, делясь на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья заводила свою особую пашню, имела свои покосы, обособленно охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность постепенно заменялась семейной. Точно так же переста­ вала действовать и власть старшего рода — «родовлады- ки»: он не мог управлять всеми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны на больших рассто­ яниях. Его власть переходила к отцу каждой отдельной семьи, к «домовладыке». С распадом родовых связей, родичи переставали чувствовать свою общность и в случае нужды объединялись для общих дел уже только по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозя­ ева известной округи. Соединённые одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных ста­ 274

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz