Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Старшие члены семьи активно поощряли игры, раз­ вивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирую­ щие умения и навыки, необходимые для будущей трудо­ вой деятельности. С 7 лет начинался новый период в жизни ребёнка, новый этап его воспитания. Мальчики переходили в возрастную группу отроков. У восточных славян слово «отрок» означало мальчика 7—14 лет, который не получил ещё право называться взрослым мужчиной. Мальчики- отроки помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве. Девочки осваивали «жен­ ские» виды работ: учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и прочее. Следует заметить, что основу воспитания воина на Руси составляло воспитание Духа. А поскольку в те годы не существовало специальных школ, то их заменяла традиция, практика, ученичество. Мальчиков с самого раннего детства приучали к оружию. Уже в 12лет у каждо­ го юноши было по 2—3 меча. Это значило, что за следу­ ющие девять лет они в совершенстве должны были овла­ деть боевыми приёмами и стать настоящими воинами и защитниками. Кроме того, до достижения определен­ ного возраста, до тех пор, пока у юноши не вырастет борода, старшие вообще не воспринимали его в качестве советчика. Большое распространение у славян получили те игры, которые в своей основе имели определенные элементы трудовой деятельности. Необходимо отметить, что у восточнославянских народов отмечались первые навыки целенаправленного обучения. В частности, роди­ тели обучали своих детей стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, метанию копья, борьбе и многим другим физическим упражнениями. Особое место в воспитании молодого поколения занимали игрища и охота. И тому было логическое объяснение. Дело в том, что в те времена 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz