Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

от друга, ставились крупные камни или древесные ство­ лы, носившие названия термов. В яму, в которой утвер­ ждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мёд и вино. Место, где главенствовал Чур, а порою и показывался, получало таинственное освяще­ ние, и потому за черту родовых владений не дерзали пере­ ступить враждебные духи. Позднее на межах начали ста­ вить изображение самого Чура. На полях, отвоёванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких к своевольных нарушителей, останавливал чужую разгу­ лявшуюся соху, тупил расходившийся топор. Олицетво­ ряли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубка толщиной в руку. На нём вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название своё в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка. •к-к-к Итак, рассмотрев основных богов славян, можно сде­ лать вывод, что традиция почитания славянских богов на Руси имела глубокие корни и была очень живуча. Даже после принятия православия и Крещения Руси, наиболее могущественные славянские божества продолжали почи­ таться под видом православных святых. Одним из важнейших источников по славянской языческой мифологии является летописный рассказ о так называе­ мой «языческой реформе» князя Владимира Святослави­ ча, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств: « .И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: дере­ 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz