Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру зна­ чение, одинаковое с римским Термом1, значение сберега­ теля родовых полей и границ. Нарушение межи, надлежа­ щей границы, законной меры выражается словом черес­ чур; значит, чур — мера, граница. Этим значением чура можно, кажется, объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжига­ ли, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбу на распутиях, где скрещиваются пути, то есть сходятся межи разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, —это меже­ вые знаки, охранявшие границы родового поля или дедовской усадьбы. Отсюда суеверный страх, овладевав­ ший русским человеком на перекрёстках: здесь, на нейтральной почве родич чувствовал себя на чужбине, не дома, за пределами родного поля, вне сферы мощи своих охранительных чуров».2 Таким образом, божество Чур почитался у славян покровителем и сберегателем границ поземельных вла­ дений. На межах3своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и этого бугра никто не имел права разрыть из опасения разгневать Чура. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить её своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и прино­ сил дары Чуру. Здесь же, на некотором расстоянии друг 1Терм — римский бог межей, пограничных межевых знаков, столбов, камней, считавшихся священными. 2Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция 8. —СПб, 1904. 3Межа — граница земельных владений на Руси в виде узкой полоски необрабатываемой земли. 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz