Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
довательские труды Пелих стимулировали интерес этно логов к изучению таких проблем, как методика выделе ния этнических компонентов, хронологическое и этниче ское истолкование археологических материалов, класси фикация орнаментальных мотивов, место фольклорных источников в этнографических исследованиях и другим. Устные источники. Устная словесность (устный рас сказ, былины, песни, пословицы, сказки и т.д.), суще ствующая у всех народов, является древнейшей формой передачи исторических сведений. При устной передаче отдельные подробности пропадают или искажаются, так как лишь сравнительно небольшие произведения могут быть запоминаемы наизусть. Однако у людей неграмот ных или малограмотных память лучше, чем у людей, читающих книги. Привычка к записи уменьшает способ ность к механическому запоминанию. На севере Руси неграмотные певцы былин, по свидетельству русских историков —этнографов Павла Николаевича Рыбникова и Александра Фёдоровича Гильфердинга, сохраняли в своей памяти не сотни, а тысячи стихов. Видный общественный деятель и историк XIX века Егор Иванович Классен вывел следующую формулу рабо ты с источниками: «Но если, например, в легенде сканди навской Аттила описан человеком правдивым и мудрым, а в истории Римлян — злодеем, то мы поверим легенде, а не истории, которую писали ненавистники Аттилы, и в такое время, когда считалось делом не только обык новенным, но даже необходимым унижать своего врага до того, что из истории делалась эпиграмма или сатира». Он же писал, что «история имеет две стороны: приятную и полезную. В первом отношении она служит нам как памятная книга о событиях минувших, и в этом случае она показывает нам рождение народа, развитие его сил, внутренних и внешних, его собственное движение в массе всего населения земного шара, а вместе с тем 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz