Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

довательские труды Пелих стимулировали интерес этно­ логов к изучению таких проблем, как методика выделе­ ния этнических компонентов, хронологическое и этниче­ ское истолкование археологических материалов, класси­ фикация орнаментальных мотивов, место фольклорных источников в этнографических исследованиях и другим. Устные источники. Устная словесность (устный рас­ сказ, былины, песни, пословицы, сказки и т.д.), суще­ ствующая у всех народов, является древнейшей формой передачи исторических сведений. При устной передаче отдельные подробности пропадают или искажаются, так как лишь сравнительно небольшие произведения могут быть запоминаемы наизусть. Однако у людей неграмот­ ных или малограмотных память лучше, чем у людей, читающих книги. Привычка к записи уменьшает способ­ ность к механическому запоминанию. На севере Руси неграмотные певцы былин, по свидетельству русских историков —этнографов Павла Николаевича Рыбникова и Александра Фёдоровича Гильфердинга, сохраняли в своей памяти не сотни, а тысячи стихов. Видный общественный деятель и историк XIX века Егор Иванович Классен вывел следующую формулу рабо­ ты с источниками: «Но если, например, в легенде сканди­ навской Аттила описан человеком правдивым и мудрым, а в истории Римлян — злодеем, то мы поверим легенде, а не истории, которую писали ненавистники Аттилы, и в такое время, когда считалось делом не только обык­ новенным, но даже необходимым унижать своего врага до того, что из истории делалась эпиграмма или сатира». Он же писал, что «история имеет две стороны: приятную и полезную. В первом отношении она служит нам как памятная книга о событиях минувших, и в этом случае она показывает нам рождение народа, развитие его сил, внутренних и внешних, его собственное движение в массе всего населения земного шара, а вместе с тем 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz