Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Вместе с тем Святовит признается богом плодородия; к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных, по его рогу, наполненному вином, гадали о будущем уро­ жае. «Святки» —игры в честь бога Святовита были широ­ ко распространены у восточных славян: русских, украин­ цев, белорусов. Датский летописец Саксон Грамматик во второй половине XII века, в своей книге «Деяния Данов» подробно описал храм Святовита в столице западносла­ вянского племени руян (ран) в городе Арконе. Он указал, что кроме принадлежностей бога (седла, узды, меча, щита и т.д.), арконский храм был украшен рогами разных див­ ных животных, необыкновенными не только по своей природе, но и по отделке. Принадлежавшее Святовиту знамя, так называемая Станица, была для руянского народа выше всех властей и учреждений. По словам Сак­ сона Грамматика, руяне, когда несли Станицу перед собою, считали себя вправе касаться всего, божеского и человеческого; что бы им ни вздумалось, на всё они покушались; разорить города, ниспровергнуть алтари, уничтожить всякие законы, разрушить и сжечь все дома руян могла бы Станица; и до того, утверждает датский летописец, они предались этому суеверию, что неболь­ шой кусок ткани превышал своей властью силу самого руянского царя. В самом храме, указывал Саксон Грамма­ тик, стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, которого руяне называли Святовитом. В 1168 году король Дании Вальдемар I, по благосло­ вению архиепископа Абсалона — главы датской христи­ анской церкви, захватил главный город руян Аркону и уничтожил их главное капище —идол Святовита. Кня­ зья руян вынуждены были признать вассальную зависи­ мость от правителей Дании. Кроме того, они вместе со своим народом приняли христианство, и согласились 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz