Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Див на землю». То есть вся эта строфа пронизана скорб­ ным воплем о вторжении половцев на Русскую землю, о невероятных ужасах половецкого нашествия. Слово диво или чудо, упоминается в старинных рус­ ских рукописях в значении исполина, гиганта, как напри­ мер, Морское чудо, Морской Царь, Чудо-юдо рыба-кит, Лесное чудо — в обозначении лешего, обитателя дрему­ чих лесов. Стоит отметить, что также Дивы (Дэвы) встречаются в древнеиранской мифологии и зороастризме. Согласно Гатам —наиболее значимой и почитаемой части Авесты, пророк Заратуштра объявил дэвов (авест. daeva) порож­ дением «злого помысла». Так, в Ясне 30, гате 6 сказано о дивах: «Поскольку дивы среди этих двух сущностей (Добра и Зла) не отличили плохого от хорошего, они при­ няли сторону дива злобы (гнева), чтобы с его помощью разрушить жизнь человека». В эпическом произведении «Шах-наме» говорится о битвах персидского богатыря Рустама с дивами. По зороастрийской мифологии Дивы, покорные Ахриману — верховному божеству зла — злые духи, созданные им для противодействия Амшаспан- дам —высшим духам покровителям добра, и вообще для борьбы с царством света. Святовит Святовит (Световид, Свентовит) — бог плодородия, добрый бог у западных славян, противостоящий Черно- богу — злому богу, приносящему несчастье. Упомянут в «Славянской хронике» у Гельмольда. Подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог, бог богов храма при Арконе. Четыре головы Святовита, вероятнее всего, обозначали четыре стороны света или четыре времени года. Святовит как владыка небесных громов, выезжал по ночам сражаться с демонами тьмы, разил их молниями и проливал на землю дождь. 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz