Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

ней необходимости. Вероятно, именно поэтому народ­ ный фольклор не сохранил упоминаний об этой богине. Тем не менее, в полабском городе Ратибор некогда рас­ полагалось одно из крупнейших славянских капищ, в центре которого находился кумир Живы. Скорее всего, это капище целиком являлось святилищем Живы, поскольку кумиров иных богов там обнаружено не было. Автор «Славянской хроники» Гельмольд из Босау1упо­ минает богиню Живу как богиню полабов. Изображения этой богини имеются на нескольких довольно схожих рисунках. Наиболее древнее из них помещено в «Саксон­ ской хронике» Конрада Ботэ, где Жива изображена вме­ сте с западнославянскими богами Прове (Проно) и Раде­ гастом. Причём Жива изображена как обнажённая жен­ щина с плодами в руках. С этого рисунка были сделаны гравюры, которые публиковались в трудах XVIII века. Див Старинные русские памятники говорят о поклонении богу Диву. Со словом «дивы» славяне связывали свои понятия о драконах и великанах. Див упоминается в таком древнерусском памятнике, как «Слово о полку Игореве» в образе вещей птицы «Уже снесеся (пересилила) хула на хвалу; уже тресну (сразила) нужда на волю; уже вержеся (спустился, бросился сверху) 1Гельмольд из Босау (около 1120— 1177 гг.) — монах-священник (диа­ кон), христианский миссионер, проповедник в Босау. Один из наиболее известных хронистов XII века. Автор «Славянской хроники», написан­ ной на латыни. В ней даны обычаи и нравы, а также важнейшие поли­ тические события XII века среди западнославянских племён венедов и ободридов в эпоху их перехода от язычества к христианству, а также информация о немецко-вендских отношениях в период расселения немцев на Восток. 246

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz