Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
ней необходимости. Вероятно, именно поэтому народ ный фольклор не сохранил упоминаний об этой богине. Тем не менее, в полабском городе Ратибор некогда рас полагалось одно из крупнейших славянских капищ, в центре которого находился кумир Живы. Скорее всего, это капище целиком являлось святилищем Живы, поскольку кумиров иных богов там обнаружено не было. Автор «Славянской хроники» Гельмольд из Босау1упо минает богиню Живу как богиню полабов. Изображения этой богини имеются на нескольких довольно схожих рисунках. Наиболее древнее из них помещено в «Саксон ской хронике» Конрада Ботэ, где Жива изображена вме сте с западнославянскими богами Прове (Проно) и Раде гастом. Причём Жива изображена как обнажённая жен щина с плодами в руках. С этого рисунка были сделаны гравюры, которые публиковались в трудах XVIII века. Див Старинные русские памятники говорят о поклонении богу Диву. Со словом «дивы» славяне связывали свои понятия о драконах и великанах. Див упоминается в таком древнерусском памятнике, как «Слово о полку Игореве» в образе вещей птицы «Уже снесеся (пересилила) хула на хвалу; уже тресну (сразила) нужда на волю; уже вержеся (спустился, бросился сверху) 1Гельмольд из Босау (около 1120— 1177 гг.) — монах-священник (диа кон), христианский миссионер, проповедник в Босау. Один из наиболее известных хронистов XII века. Автор «Славянской хроники», написан ной на латыни. В ней даны обычаи и нравы, а также важнейшие поли тические события XII века среди западнославянских племён венедов и ободридов в эпоху их перехода от язычества к христианству, а также информация о немецко-вендских отношениях в период расселения немцев на Восток. 246
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz