Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

цию, принесли в их мифологию и Ладу. Там её называли Латоной, которая была матерью Аполлона и Артемиды. Священным животным этой славянской светлой богини роженицы является белый Лебедь. Он является её вопло­ щением и её символом чистоты и верности. Также её сим­ волом из мира флоры является Берёза. Зимой Ладу изоб­ ражают блондинкой в светлом одеянии, а начиная с весны золотоволосой девушкой с венком из цветов на голове. Слово «лада» — старинное русское слово. В «Слове о полку Игореве» оно встречается в случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде, например, «я ищу себе ладу милую». Издревле на Руси богиню Ладу любил весь народ, женщины приносили ей в жертву вышивки, платки, коль­ ца, которые чаще, чем идолу, оставляли на деревьях в священных рощах. Потом, в христианские времена, подобным образом начали украшать иконы Богоматери, на которую невольно перенеслась прежняя народная любовь к богине Ладе. В честь Лады пелись песни, вос­ хвалявшие согласие и мир, любовь к людям. Пробивали на замёрзших озёрах и реках проруби, чтобы «Лада дыша­ ла». В эти проруби бросали дары Ладе: пироги, зерно, оладьи, — а лёд украшали разноцветными лоскутками и поливали разноцветными отварами трав в знак скорого наступления весны. Затем начинались народные пирова- нья и гулянья. Скорее всего, из этого праздника роди­ лась потом Масленица, которую называют ещё Блинная и Оладина. Зимой птицей Лады считалась синичка, для которой старались оставить корм под деревьями или при­ вешивали на ветки кусочки мяса. Другой праздник в честь Лады назывался Стадо — теперешняя Троица. Этой богине посвящались божьи коровки, убивать которых считалось грехом, а также цве­ ток зоря (любисток), возбуждающий сердечную страсть. 244

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz