Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

упоминали и почитали вместе с Даждьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». Мокошь (Макошь) Мокошь (Макошь) —одна из главных богинь восточ­ ных славян, жена громовержца Перуна. Имя её составле­ но из двух частей: «ма» —мать и «кошь» —кошелка, кор­ зина, кошара. Мокошь —мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательни­ ца благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому её еще почитали как богиню судьбы. Обязатель­ ный атрибут при её изображении — рог изобилия. Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкрет­ ным понятием изобилия, покровительствовала домашне­ му хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Понятие «пряха» связывалось с метафорическим —«пря­ дение судьбы». Мокошь покровительствовала браку и семейному сча­ стью. Представлялась как женщина с большой головой, крепким телом и умелыми руками, прядущая по ночам в избе: славянские поверья запрещали оставлять кудель, «а то Макоша опрядёт». Также стоит отметить, что Мокошь — единственное женское божество, идол кото­ рого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При перечисле­ нии кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Лада Богиня весны и любви Лада была известна не только на Руси, но и во многих европейских странах. Есть пред­ положение, что дорийцы, после того, как завоевали Гре­ 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz