Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун —божество грозное и кара­ ющее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владими­ ра как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов. Перуну приносились в жертву животные, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка. Перуна представляли в виде немолодо­ го мужа: по древнерусскому летописному описанию голо­ ва его деревянного идола была серебряной, а усы —золо­ тыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громо­ вержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи Пророка». Глав­ ным оружием Перуна были камни, стрелы, а также топо­ ры, являвшиеся предметами языческого культа. Также Перун считался покровителем воинов и княжеской дру­ жины. Стрибог Стрибог — бог ветра. Имя Стрибога восходит к древ­ нему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими вну­ ками». По верованиям славян, Стрибог родился из дыха­ ния бога Рода. Ветер обычно представляли в образе седо­ власого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря—океяна. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существо­ вал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz