Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

весном творчестве и изобразительном искусстве. Счита­ ется, что птица Симург произошла именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сасанидов в Ш—ѴИ веках Симург являлся эмблемой Ирана. Симург обладал функ­ цией благого покровителя, как отдельных людей, так и определённой группы людей. Эта функция ярко отра­ зилась в «Шахнаме» Фирдоуси, где Симург выступает как охранитель рода эпических героев: Сама, Заля и Рустама. Общепризнано считать, что отразившийся в «Шахнаме» цикл сказаний об этих эпических персонажах сложился в среде близкородственных европейским скифам и сарматам азиатских восточноиранских по языку сак- ских племён. Исходя из имеющихся сведений, можно предполо­ жить, что бог Симаргл у славян выполнял две основные функции: защищал людей, предположительно, охранял посевы и служил посредником между людьми и богами, а также был богом огня, и, в частности, домашнего очага. Подобные функции сближают его с древнеиндийским богом Агни1. Из других источников следует, что Симаргл был богом огня и луны, а посевы охраняло другое низшее божество — Переплут, являвшееся духом земли, пашни, поля, или луга. Перун Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в тёплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его твор­ ческою силою пробуждалась природа к жизни, и он 1Агни —бог домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов. Основной его функцией является посредничество между богами и людьми. Примечание автора. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz