Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движе ние будет идти «по часовой стрелке» —Посолонь — сле ва направо, к Прави. Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять — Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов — Прави, к черной Нави, обители Чернобога (противопо ложность светлому богу — Роду). Таким образом, бог Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем. Велес мог принимать любые обличья. Чаще всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и животных. Академик Борис Рыбаков провёл глубокое исследова ние культа Волоса (Велеса). Вот, что он указывает в своей работе «Язычество древних славян» о древности этого верования: «Волос мог быть хозяином леса, божеством охотничьей добычи, выступавшим в медвежьем обличье. Возможно, что само имя его было лишь нарицательным иносказанием, вызванным табу на подлинное имя: Волос — волохатый, косматый, как позднейший мед ведь — мёд ведающий, как лось — сохатый, рогатый. В представлениях первобытных охотников, очевидно, существовали две основных идеи: одна из них касалась природы вообще, изобилия объектов охоты и олицетво рялась в небесных женских божествах, будто бы рожда ющих весь звериный приплод, а другая относилась, так сказать, к технике охотничьего дела, к получению уби того, мёртвого зверя. Волос был воплощением этой вто рой идеи, и трудно сказать, на каком этапе развития охот ничьей магии возник этот образ косматого покровителя удачной охоты — ведь и мамонт был косматым и воло- хатым, и палеолитический носорог был шерстистым... Дошедшие до нас сведения о связи Волоса с культом мед ведя относятся к значительно более поздней поре жизни 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz