Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

ся в жизни трудностей и нахождению верных решений. Наши предки встречали солнцестояние колядками, носи­ ли на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) —солнце, надевали на себя личины (маски) зверей. Маски связы­ вались в сознании славян с образами древних богов: мед­ ведь — Велес, корова — Мокошь (женское божество, покровительница прядения и ткачества), козёл —весёлая и одновременно злая ипостась Велеса, конь — солнце, лебедь — Лада (богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.), утка — Рожаница (богиня жизни и плодородия), петух — символ времени, восхода и захода солнца, и так далее. Даждьбог (Дажьбог) Даждьбог — бог плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его тепловые характеристики, живо­ творящее тепло и даже правила мироздания. От Даждь- бога (дающий бог) ожидали исполнения желаний, здоро­ вья и прочих благ. Символами Даждьбога служили сереб­ ро и золото — светлые, пылающие металлы. Даждьбог, дать, дождь — слова однокоренные, имеющие значение «делиться, раздавать». Даждьбог посылал людям не толь­ ко дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом. Даждьбог — это осеннее небо с облаками, дождями, грозами, а подчас и градом. 22 сентября — осеннее рав­ ноденствие, праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши. Даждьбожьи (солнечные) внуки —так назы­ вали себя славяне. В частности, «Даждьбожьи внуки» — такую метафору использовал автор «Слова о Полку Иго- реве» в отношении русичей для выделения их родствен­ ной общности и необходимости прекратить распри и сплотиться перед угрозой внешних врагов. Символи­ ческие знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали везде —на одежде, посу­ 237

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz