Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

«В земле редариев (ратарей) есть город по имени Риде- гост, треугольный, с тремя воротами, окружённый со всех сторон лесом огромным и священным для жителей... В городе нет ничего, кроме храма, искусно построенного из дерева. Стены его извне украшены чудесною резьбой, представляющей образы богов и богинь. Внутри же стоят рукотворные боги, страшно одетые в шлемы и панцири; на каждом нарезано его имя. Главный из них Сварожич; все язычники чтут его и поклоняются ему более прочих богов».1 Хорс Хорс —бог солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный —все эти слова род­ ственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнём, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описанный иноска­ зательно. Начало нового года славяне отмечали 22 декабря — в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика —Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце ещё слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днём Великий Хорс (как упоминается в «Слове о полку Игоре- ве») растёт, и солнце крепнет. Хорс —мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию, духовному росту, самосовершенствованию, к преодолению встречающих­ 1Титмар Мерзебургский. Хроника / Пер. с лат. И. В. Дьяконова. — 2-е издание, исправленное. —М.: Русская панорама, 2009. Книга VI, 23—25. 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz