Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

урожай, здоровое потомство, изгонял зиму и холода. Само имя Ярило происходит от слова «ярый», значит — сильный, мощный. Недаром в западных землях у него было другое имя —Яровит. Между тем, корень «яр» при­ сутствует в таких чисто женских сочетаниях, как яровая корова, яровая пшеница, яровые хлеба. А вот в чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра (весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне —Ярилой. Образ Ярилы сходен с образами Костромы1и Костру- боньки — чучела мужчины или чучела Масленицы. Во многих деревнях данные персонажи были в виде кукол, которых украшали и носили с песнями по деревне. Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами и причитания нередко содер­ жали эротические намёки и сопровождались непристой­ ными шутками мужиков. В пьесе русского драматурга Александра Николаевича Островского «Снегурочка», написанной им под влияни­ ем работы Афанасьева А. Н.2 «Поэтические воззрения славян на природу», Ярило прямо называется богом солн­ ца, «Ярилой-Солнцем». 1Кострома —сезонный мифологический персонаж, воплощение весны и плодородия в русской культурной традиции. В русских обрядах «про­ водов Весны» Кострома — это молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Суще­ ствовал также ритуал «похорон Костромы»: соломенное чучело, оли­ цетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением песен. Примечание автора. 2Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871 гг.) — русский собира­ тель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz