Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

вально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление». Кроме того, жест правой руки использовали не только селяне. Среди русских воинов он был также широко распространён. При въезде князя в слободу, воины приветствовали его вскинутой вверх рукой. Таким же образом приветствовали его и его дру­ жину простые жители, особенно после удачного сраже­ ния или похода. Этим жестом они хотели, как бы при­ коснуться к нему и выразить свою сердечную благодар­ ность, полагая руку ладонью к сердцу, а потом, вскидывая её вверх, произносили: «Гой еси, княже!» или «Здрав будь, княже, и вся дружина здрава!». Итак, Ярило —это славянский бог весеннего солнца, юношеской силы, страсти, необузданной жажды жизни. Отличается этот бог чистотой, искренностью и неистово­ стью. Ярило пускал на землю солнечные лучи, которые в некоторых случаях трактуются как любовные стрелы. Славяне представляли бога как живительную силу весен­ него солнца, которое наполняет землю жизнью и радо­ стью после долгой зимы, пробуждает от зимней спячки. Ярило считается покровителем людей с добрыми, чисты­ ми, светлыми и сердечными мыслями. К нему обраща­ лись за помощью в зачатии детей. Отвечал он также за плодородие и считался воплощением ярости в самом возвышенном понимании. Славяне могли называть Яри­ ло и другими именами, такими как Ярила, Яровит и Руевит. Ярило знаменовал торжество плодотворящей любви, он одними исследователями относится к потомкам Сва- рога, а другими —к потомкам Велеса. Вполне вероятно, что в этом нет нестыковки. В сознании деревенских жителей даже в XIX веке Яри­ ло представлялся молодым красивым женихом, прини­ мающем участие во всевозможных праздниках весны и ищущим себе красавицу невесту. Ярило давал хороший 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz