Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

том древней индоевропейской религии. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись им. В честь богов славяне проводили обряды жертвопри­ ношения. Главным богом у славян поначалу был Мир — аналог индоиранского бога Митры, который являлся в древнеиранской и древнеиндийской мифологиях богом договоров и дружбы, защитником истины. Митра пред­ ставлял собою свет: он мчался на запряжённой четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу. Мир был всеобъемлющ, поэтому и сегодня в нашем языке это слово означает и устройство мира, и период без войн, и лад в народе и семье, да и сам народ, например, часто употребляется выражение «всем миром (народом)». Но первым чисто славянским богом стал Род —прароди­ тель всех богов и людей. В русском языке и сейчас мож­ но найти множество слов, доказывающих величие это­ го бога. Слова родина, родители, народ, родник и другие произошли от его имени. Род был еще богом неба и грозы (молнию раньше называли родия). Спутниками Рода были две Рожаницы, которые также являлись богинями плодородия, от их имени сегодня мы имеем слова урожай и рожь. Все славянские боги, входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функци­ ональных. Верховным божеством славян, как уже нами упоминалось, был Великий Род. Солнечных богов было четыре, по числу времён года: Хорс (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Святовит). Функциональ­ ными богами у славян являлись: Перун, Симаргл, Велес, Стрибог, Мокошь и другие. Славяне издревле отмечали смену времён года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) отвечала своя ипостась (сущность) бога Солнца —Хоре (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Святовит), особо почитаемая на протяжении всего сезона. Так бог Хорс 230

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz