Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

иранской веры в дэвов. Славянское «святой» — сходно с иранским «spanta», а «небо» —«nabah». Очень схожи были верования славян и балтов. Это касается таких божеств, как Перун —Перкунас, Велес — Вельняс и других. При разделении праславянской общности стали фор­ мироваться племенные верования славян, имевшие зна­ чительные региональные отличия. В частности, религия западных славян, перед началом христианизации, значи­ тельно отличалась от всех прочих. При расселении восточнославянских племён в VI—IX веках мифологии их отдельных групп могли испытывать влияние мифологий финно-угорских, балтских и тюркских народов. Итак, древней религией славян, их мировосприятием было язычество. Сам термин «язычество» происходит от церковнославянского слова «язык», означающего «народ». В ветхозаветные времена иудеи называли языч­ никами все другие народы, вкладывая в это слово нега­ тивную оценку и самих народов, и их религиозных веро­ ваний, обычаев, морали, культуры и прочего. От иудеев термин «язычество» перешёл в христианскую лексику. Но в христианстве он уже не включает в себя что-либо связанное с нацией или расой. Им обозначаются тради­ ционные и нехристианские религии. В настоящее время в научной литературе «язычество» заменяется термином «этническая религия». Язычество у славян охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, точнее культуры производственной, ратной, охотничьей и собирательской, так как славяне были убеждены в постоянном присутствии и участии сверхъестественных сил во всех их трудовых процессах. Славянское язычество не было обособлено от верований родственных и сосед­ ствующих с ними народов, оно является самостоятельно развившимся в первое тысячелетие нашей эры фрагмен­ 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz