Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
превращаются в различных животных: в волка, в рысь, в медведя. При этом одно не отрицало другого. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие — сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души в небесное плавание, пола гая, что, если тело сжечь, то его душа быстрее поднимется на небо и там приставится каждая к своей звезде, отсюда существует выражение «преставился». Для сжигания умерших и для жертвенных приношений у славян суще ствовали определенные места — алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата или круга, которые именовались «крада». Отметим схожесть с санскритским «священная жертва в честь мертвых». Крадой назывался также и горящий жертвенный костер. «Крады и требища идольские», — писал Нестор-летописец. Существовало и божество, охранявшее алтарь, оно так и называлось — Крада или Кродо. Одно из таких погребений наблюдал на Волге у сред невековых славян в 922 году арабский дипломат Ибн- Фадлан. Он оставил очень подробное описание всего длительного погребального ритуала и записал интерес ный диалог арабского переводчика с одним из русских купцов, выявляющий идеологическое обоснование сожжения покойников. Когда только что разгорелось пла мя грандиозного костра, поверх которого русы взгромоз дили ладью с покойником, русский обратился к арабу- переводчику: «Вы, о, арабы, —глупы! Воистину вы берёте самого любимого для вас человека и из вас самого ува жаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви. А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».1 Рай русов, обиталище душ умерших, судя по той же записи Ибн- Фадлана, находился не под землёй, а где-то высоко 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz