Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

культуру железного века (II век до н.э.—IV век н.э.), кото­ рая была распространена на территориях южной и центральной Польши. Была названа так по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), около которого и были найдены первые артефакты. Часть гли­ няной посуды пшеворской культуры наследует местные традиции, а своеобразный облик ей придает посуда, откровенно подражающая кельтской. Под кельтским вли­ янием в пшеворской среде распространяются бронзовые латенские (кельтские) фибулы, браслеты с полушаровид- ными утолщениями и украшенные тройными шишечка­ ми, различные поясные принадлежности, наконечники копий латенского облика, железные топоры с четырёх­ гранной втулкой. В одном из захоронений могильника Варшава-Жеранка был найден кельтский меч. На славян­ ской территории также было обнаружено множество золотых и серебряных кельтских монет. Кельтское влия­ ние проявлялось не только в материальной, но и в духов­ ной культуре. Так, каменные и деревянные идолы кельтов и славян имеют множество сходных черт — от многого- ловости до совпадения в различных атрибутах. Подчёрк­ нутая примитивность в изображении богов не есть плод неумения придавать реалистичные формы, а скорее намеренная схематичность, которая была свойственна как кельтскому, так и славянскому искусству. Также отме­ тим, что кельты, проживавшие в бассейнах верхней Вис­ лы и Одера, в пшеворское время подверглись ассимиля­ ции и влились в славянский этнос. Весьма важными представляются наблюдения совет­ ского лингвиста, одного из ведущих российских учёных в области этимологии славянских языков и славянской ономастики1 Олега Николаевича Трубачёва (1930—2002 гг.) по этнонимии2древних европейских этно­ языковых группировок. Он установил, что в плане слово­ образовательной типологии славянская этнонимия весь­ 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz