Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

ла, естественно, Библия, как история еврейского наро­ да, среди которого родилось христианство, а также творе­ ния отцов церкви. Это «Шестоднев» (сотворение единым Богом мира за шесть дней) Василия Великого, произведе­ ния Григория Назианзинского, Иоанна Златоуста, Иоан­ на Дамаскина, Афанасия, Феодорита и других. Исполь­ зовали составители хроник и труды историков древнего мира: Плиния, Тита Ливия, Геродота, Иосифа Флавия и других и раннего средневековья: Секста Юлия Афри- кана, «Церковную Историю» Евсевия Памфилийского, богатую апокрифическую литературу, сочинения антич­ ных философов, поэтов и писателей, античные мифы и, наконец, местные народные предания. Что касается исто­ рии России, то здесь следует выделить: летописные сво­ ды, правовые памятники — Русская Правда (сборник правовых норм Древнерусского государства), княжеские уставы и русско-византийские договоры; другие источ­ ники — богословская литература и переводные сочине­ ния. Русские летописи являются основным письменным источником допетровского времени. Начало русского летописания относится к IX—XI векам, когда в Киеве начали делать исторические записи. Большинство лето­ писей в виде оригиналов не сохранились, а сохранились их копии и частичные переработки — так называемые списки, созданные в XIII—XVIII веках. Под списком под­ разумевается «переписывание» или «списывание» из другого источника. Главный наш источник по истории раннесредневековой Руси — «Повесть Временных лет», далее ПВЛ, которая была создана в Киеве в начале в XI—XII веках. Текст её дошёл до нас в составе более поздних летописей — Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивилловской, Летописца Переяславля Суздальского и других. «Повесть Временных лет» представляет собой итог последовательной переработки нескольких летопис­ ных сводов, составлявшихся в Киеве. Древнейший из них 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz