Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

родская области, север Московской, а также Вологодская область) где ассимилировали или оттеснили местные финские племена дьяковской культуры. Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорус­ ского этноса. В XI—XII веках на землях кривичей возникли Полоц­ кое и Смоленское княжества. Полочане —славянское племя, часть племенного сою­ за кривичей. Они жили по берегам реки Двина и её при­ тока Полота, от которого и получили свое название. Цен­ тром земли полочан был город Полоцк. В «Повести вре­ менных лет» полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне. Однако ряд историков подвергают сомнению существование полочан как отдельного племени. Аргументируя свою точку зре­ ния, они обращают внимание на то, что «Повесть вре­ менных лет» никак не связывает полочан с кривичами, во владения которых входили их земли. Русский историк Кузьмин предположил, что фрагмент о племени полочан появился в «Повести временных лет» примерно в 1068 году, когда киевляне изгнали князя Изяслава Яро- славича и посадили на княжеский стол полоцкого князя Всеслава. В середине X века на территории полочан образова­ лось Полоцкое княжество. Поляне —племенной союз восточных славян, обитав­ ший на Днепре, в районе современного Киева. Само про­ исхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археоло­ гических культур. В VI—VII веках корчакская и пеньков- ская культура, ассоциируемая соответственно с дулебами 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz