Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

и буряты, а за её пределами — собственно монголы в Монголии; маньчжуров, к которым кроме собственно маньчжуров принадлежат еще гольды и тунгусы.1 Этноним «тур» впервые зафиксирован в «Авесте». Туран упоминается в древнеиранской мифологии и сред­ неперсидской религиозной и исторической литературе и документах, а также в средневековой персидской, ара­ бо-мусульманской и среднеазиатской историко-геогра­ фической литературе. Согласно иранской мифологиче­ ской генеалогии, Тур был старшим братом Ария, что поз­ воляет лучше понять положение Славян по отношению к иранцам. Их общий предок Феридун перед смертью разделил свои обширные владения на три части: старше­ му Туру отдал Туранскую землю, среднему Салму (Сай- риму) — Сарматию и младшему Арию — Иран. Иранцы вскоре изменили вере своих матерей и отцов, приняли при царе Кей-Виштаспе в конце VI начале V веков до нашей эры Зороастризм, после чего перестали платить дань туранцам. Это послужило поводом для длительной и кровопролитной войны между Ираном и Тураном. В соответствии с господствующей в Азии удельно- лествичной системой престолонаследия, именно старше­ му в роду Туру досталась земля матерей и отцов —леген­ дарная земля иранских предков Арьяна-Вэйджо. Туран- цев традиционно считают скифами. По утверждению некоторых современных российских историков, в частности, Николая Сергеевича Новгородо- ва и Олега Михайловича Гусева, иранцы называли туран- цев — русами. Попросту говоря, иранцы, видимо, были уверены в том, что предками славян и русских являются 1Трубецкой Н. C. О туранском элементе в русской культуре. — Берлин, 1925. 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz