Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
моментам русской истории, определившим характер и направленность «русского духа», создавшего русскую землю в бесконечном её объёме, бесспорно, относятся: православие, общинность и незавоевательное происхож дение государства и государственной власти. Благодаря этим особенностям Россия, в отличие от Запада, развива ется органически. Специфический для России тип разви тия создал и особый человеческий тип, и свой собствен ный тип просвещения. Западному человеку, как носи телю индивидуализма и эгоизма, противостоит человек русской культуры, проникнутый духом соборности, соединяющим и примиряющим разум и сердце. «Всемирная отзывчивость» и «всечеловечность» явля ются уникальными свойствами русского народа. Так счи тал великий русский писатель Фёдор Михайлович Досто евский и высказывал мысль о том, что «русский народ — Богоносец», как и славяне в целом, ещё в своём язычестве сохранил некие черты первобытной праведности, кото рые, будучи преображёнными христианским духом, удер жались и после принятия Крещения. Ещё с древних вре мён, писал он в своём «Дневнике писателя», «Россия, хотя и медленно, слагалась политически и, благодаря пра вославию, она сумела выработать себе единство и закре пить свои окраины».1Православная вера, по Достоевско му, —единственная хранительница драгоценной Христо вой истины, настоящего Христова образа, затемнивше гося во всех вероисповеданиях других народов. Охраняя долгий период себя от влияний Запада, православие сохранило себя и Россию от погибели. У России была своя сложная, противоречивая, геро 1Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах, том 13. — СПб.: Наука, 1994. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz