Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

вацкий историк Павел Йозеф Шафарик (1795—1861 гг.) в своём многотомном труде «Славянские древности» при­ вёл большое количество сведений о смешении славян с гуннами. Из других русских писателей, славянофиль­ ского толка, называвших Аттилу славянским князем, сле­ дует отметить: А. Ф. Вельтмана, в книге «Аттила и Русь», А. С. Хомякова в незавершённой им книге «Семирами­ да», А. Д. Нечволодова в книге «Сказание о Русской зем­ ле», а также Д. И. Иловайскиго, Ю. И. Венелина и Н. В. Савельева-Ростиславича. Они же придерживались мнения, что гуннами когда-то назывались камские или волжские болгары. В наших летописях гунны не упоми­ наются, они скрываются под именем болгар, а венеды под именем варягов. Это утверждение основывается на бесспорных данных средневековых историков Саксона Грамматика, Адама Бременского и Гельмольда. Они при­ нимали славян и гуннов за один народ. Из гуннского языка сохранилось всего три слова и все они русские. Их приводят различные источники — китайский, греческий и латинский. Китайские данные воспроизводят с помощью иероглифов гуннское слово сагайдак, что означает колчан. Один из запорожских гет­ манов был Сагайдачный. Римский посол Флавий Приск приводит ещё одно гуннское слово мёд. Иордан Готский, рассказывая о смерти Аттилы, приводит третье гуннское слово — страва, которая буквально переводится, как «пища, кушанье, яство». В славянской традиции, страва, как похоронный обряд поминовения обрядовой пищей, совершался в честь умерших и погибших. По обыкно­ вению, страва совершалась после тризны (ритуальных боёв). В качестве стравы использовалась практически любая пища: дичь, говядина, каша, хлеб, пироги, мучные продукты, мёд, яблоки, медовуха, пиво, квас и тому подобное. Многие исследователи антропологи и этнологи (среди 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz