Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Вступление Человеческие познания, чаще всего, обращены в прошлое и не случайно, что люди ищут приют в исто­ рии. Прошлое — это всего лишь мысли и представления настоящего, но эти мысли выполняют определённые функции в настоящем. Исторические знания служат, пре­ жде всего, средством познания настоящего, так как про­ шлое не нуждается уже больше ни в каких знаниях. Зна­ ния о прошлом являются эффективным инструментом влияния на настоящее, средством укрепления старых и способом завоевания новых позиций в настоящем. Общеизвестно, что современность охотно признаёт её славное героическое и менее охотно её преступное или же пораженческое прошлое. Изучение истории — сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений учё­ ных об истории, впитавших в себя опыт науки. Историк, когда излагает прошлое, вынужден опираться в какой-то степени на фантазию. Ему необходим для реконструкции минувших событий особый вид мышления, который поз­ воляет в руинах прошлого увидеть ушедшую жизнь и это значит, дополнить воспринимаемые им, в его настоящем, остатки прошлого додуманными и не существующими в настоящем деталями былого. Историки ведут текстовую обработку настоящего по аналогии с литераторами и философами. Исторические тексты получают статус исторического знания, только пройдя проверку истори­ ческим дискурсом. Суть которого, выражается в том, что события истории не проходят перед взором историка. Они произошли задолго до того, как он стал думать о них. Тем не менее, историк должен воссоздать их в собствен­ ном сознании, сопережить тот внутренний опыт участво­ 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz