Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

название Данаистр, Днепр — Данапер; Дон (вода или река) от сарматского «дану». Благодаря своему знаком­ ству с сарматским языком славяне перевели на свой язык большое число местных сарматских названий, когда последние совпадали с обычными словами сарматского языка. Отсюда названия рек: Бобр, Борона, Сосна, а также река в Черниговском княжестве — Молочьна, упомянутая в летописи под 1169 годом.1 Названия и многих других рек также являются переводом с сармат­ ского или древнеиранского языка. Так, например, в Башкортостане, есть река Ашкадар, что означает с древ­ неиранского —«Ashka darya» —светлая, чистая река. Некоторые историки выдвинули предположение, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян. Так по сарматизму —шляхетской идео­ логии, доминировавшей в Речи Посполитой в XVI—XIX веках, шляхта возводилась к древним сарматам, отделяя себя от массы простолюдинов: славян и литовцев. Сарма- тизм предопределил многие особенности культуры зна­ ти Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды (жупан, контуш, слуцкий пояс, сабля), особые манеры и так далее. О сарматизме впервые завёл речь польский историк Ян Длугош (1415—1480 гг.), который указывал, что древние писатели и историки называли страну, занимавшую территорию от Вислы до Волги, Европейской Сарматией, и как русские, так и поляки именуются сарматами.2 В эпоху Возрождения вместе с интересом к античности распространилось самоотож- 1Соболевский А. И. Труды по истории русского языка. Т. 2: Статьи и рецензии. —М.: Языки славянских культур, 2006. 2Ян Длугош. Анналы или хроники славного королевства Польши. — Варшава, 1964. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz