Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

ни борода не пострижены, между ними нет ни одного, который не носил бы налучья, лука и синеватых от змеи­ ного яда стрел». Сарматы не только воевали, враждовали с другими народами, но и имели довольно широкие торговые связи с внешним миром. О географии этих связей говорят най­ денные в сарматских курганах оренбургских степей пре­ красные золотые изделия среднеазиатской работы, иран­ ские блюда и печать, финикийское стекло, алебастровый сосуд с древнеегипетской надписью, самшитовый гре­ бень, железный панцирь греческой работы и тому подоб­ ное. Среди ремесленных и ювелирных изделий, изготов­ ленных сарматскими и иноземными мастерами, встреча­ ются много выполненных, в так называемом «зверином стиле», свойственном также скифам, сакам, массагетам и другим родственным ираноязычным народам. На их оружии, предметах быта, украшениях, конской упряжи изображались дикие звери, такие как: барс, пантера, волк, медведь, олень, горный козёл, кабан, орёл и другие. При этом распространенным сюжетом была борьба диких зверей между собой. «Звериный стиль» был порож­ дён религиозными верованиями, представлениями, свя­ занными с поклонением животным. Ведущее место в религиозных верованиях сарматов занимал культ огня, связанный с почитанием солнца как главного божества. Над могилой умершего сородича они разводили огром­ ный погребальный костёр и засыпали могильную яму его остатками, т.е. углём, перегорелой и прокаленной землей. В могилах жриц встречаются каменные переносные алта­ ри-жертвенники, также связанные с культом огня. В более позднее время у сарматов получило распро­ странение поклонение мечу, символизирующему бога войны. По мере роста численности населения, увеличе­ ния поголовья скота расширялись зоны передвижений сарматов. Со временем они заселили обширную террито­ 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz