Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
ной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положе ние женщин в семье и обществе, своего рода гинекокра- тия, т.е. господство женщин. Они были не только хра нительницами очага и воспитателями детей, но и воина ми наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Примечатель но то, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооруже ния. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что женщины-сарматки ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду. Ни одна девуш ка не выходит замуж, пока не убьёт своего врага. Гип пократ также сообщал, что сарматские женщины хорошо ездят верхом, стреляют из луков и метают дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек неред ко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку, сделав, таким обра зом, женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках. Основ ным промыслом сарматов, как и многих других племён, находившихся на стадии варварства, была война. Мно гочисленные отряды сарматских конных воинов, нередко защищенных панцирями и кольчугами, вооруженных длинными железными мечами, луком и стрелами, наво дили страх на соседние народы и государства. Римляне, столкнувшиеся с сарматской угрозой, так описывали этих кочевников: «Свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz