Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
ния наверху (земство называли «зданием без фундамен та и крыши»); решительное преобладание дворянства во всех земских органах; скудость средств. И всё же реформа поначалу казалась весьма значительной. Выборность земств, их независимость от местной адми нистрации — всё это позволяло рассчитывать на то, что земство в своей деятельности будет исходить из интере сов местного населения и приносить ему реальную поль зу. Земству удалось добиться определенных успехов, особенно в сфере просвещения и медицины — земские школы и больницы стали совершенно новым и очень позитивным явлением российской пореформенной дей ствительности. Но земствам так и не удалось стать пол ноценными органами самоуправления: вместо того, что бы развивать эту систему, самодержавно-бюрократиче ская власть стала беспощадно гнуть её под себя, позво ляя своим функционерам — губернаторам — осуществ лять самые разнообразные возможности для вмешатель ства в деятельность земств и подчинения их администра тивному контролю. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА В 1870 году в России вводится «Городовое положение 16 июня 1870 года». В соответствии с ним, в 509 городах создавались органы городского самоуправления — городские думы, избираемые сроком на 4 года. Из своей среды думы выбирали городские управы — постоянно действующие исполнительные органы. В отличие от земств выборы в городские думы были бессословны ми: в них принимали участие все те, кто платил город 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz