Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
от океана, у западного берега Кольского залива. При этом она была глубока, почти незамерзающая и совер шенно защищённая от ветров и волнения. В конце XIX века эта гавань служила местом зимовки для двух парохо дов. Здесь имелось несколько зданий для команды паро ходов, угольные склады и мастерские, а также два дома колонистов. Это место Витте и избрал для будущего порта — Романов на Мурмане. По возвращению в Петербург Сергей Юльевич подал Александру III обстоятельный отчёт о поездке и свои соображения о сооружении военного порта на Мурман ском побережье. Опираясь на опыт Крымской войны, когда основные морские выходы России в Европу (на Балтике и Чёрном море) были заперты неприятелем, он полагал, что главную военно-морскую базу необходи мо размещать именно в незамерзающей бухте Мурман ского побережья, имеющей круглогодичный и открытый выход в Северный Ледовитый океан. Для этих целей он предлагал: 1) военно-морскую базу для русского флота устроить в Екатерининской гавани; 2) провести к ней от Петербурга двухколейную железную дорогу; 3) построить на Мурмане мощную электростанцию, чтобы иметь там сильное освещение. К своему докладу Витте приложил особую записку «Либава или Мурман?», в которой аргументировано обосновал преимущества Екатерининской гавани перед балтийским портом в случае возникновения войны с Германией. Кроме того, по мнению Витте, старинный городок вой компании. А в 1880-х годах здесь оставались на зимовку суда Това рищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства. 485
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz