Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

Витте. Для Сергея Юльевича Витте, заранее преду­ преждавшего, что превышение скорости может привести к аварии, катастрофа в Борках стала своеобразным трам­ плином1. Государь высоко оценил предусмотрительного железнодорожного служащего и в марте 1889 года назна­ чил его начальником вновь образованного Департамен­ та железнодорожных дел при Министерстве финансов. Так началась головокружительная государственная карьера Сергея Юльевича. В августе 1892 года Витте был назначен на пост мини­ стра финансов, каковой занимал в течение 11 лет. Он на всю жизнь сохранил любовь и уважение к Алек­ сандру III. В 1894 году Витте посетил Мурманское побережье и его гавани. Из всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань2, которая находилась в нескольких километрах 1По словам самого Витте, он на глазах императора вступил в конфликт с чиновниками железных дорог, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей, Александр III убедился в правоте Витте после крушения царского поезда. 2Екатерининская гавань (до 1764 года — Корабельная, Корабельное Урочище) — узкая, хорошо защищённая бухта Северного Ледовитого океана, расположенная между Екатерининским островом и берегом материка. Незамерзающий военно-морской порт. Была известна ещё с XVI века как место стоянки русских промысловых судов. В 1723 году в ней была создана база казённого Кольского китоловства. В этот период были построены пристань, верфь, склады, жилые помещения и т. д. В 1764 году русским мореплавателем Василием Яковлевичем Чичаговым бухта была переименована в Екатерининскую гавань. В 1802-1813 годах в гавани располагались пристани Беломорской торго- 484

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz