Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА В конце XIX века на Дальнем Востоке началась экс­ пансия Японии. В 1876 году японцы захватили часть Кореи, что в дальнейшем, в 1894 году, привело к войне между Японией и Китаем, а также к соперничеству с Россией из-за Ляодунского полуострова и других терри­ торий Кореи, а потом и к русско-японской войне. Одна­ ко Александр III хорошо понимал, что из-за отсутствия дорог и слабости военных сил на Дальнем Востоке Рос­ сия была не готова к военным столкновениям с Японией. Поэтому в период 1881—1894 годов для политики России с Японией были характерны добрососедские отношения. В 1891 году Россия начала строительство Великой Сибирской магистрали —железнодорожной линии Челя- бинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток (около 7 тысяч км), которая должна была связать Дальний Восток с Москвой и Петербургом. Экономическое и военно-стратегическое значение магистрали было чрезвычайно велико. Она открывала возможности для ускорения экономического развития Сибири и Дальнего Востока, позволяла резко увеличить военные силы Рос­ сии на Дальнем Востоке. Одним из руководителей строи­ тельства железной дороги был инженер-путеец Николай Сергеевич Свиягин. 19 мая 1891 года во Владивостоке в торжественной закладке Великой Сибирской дороги принял участие сам цесаревич-наследник Николай Александрович, только что закончивший своё мировое путешествие прибытием из Японии, где с ним произошёл трагический случай, едва не стоивший ему жизни. Инцидент в Оцу. В дневное время 29 апреля (11 мая) 472

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz