Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

тельственной поддержке количество церковно-приход­ ских школ стало быстро возрастать. 14 марта 1890 года последовало предписание Мини­ стерства народного просвещения: «Все открываемые по деревням и посёлкам школы грамотности, на какие бы средства они ни содержались, подлежат ведению и наблюдению». К 1894 году численность их возросла до 30 тысяч, а учеников до 917 тысяч. Такой рез­ кий рост был обусловлен ещё и тем, что 18 тысяч кре­ стьянских школ грамотности были переведены в разряд церковно-приходских школ. В том же 1890 году духовно­ му ведомству были подчинены и все воскресные школы для взрослых. Таким образом, семена, засеянные при Александре III, дали богатый всход при его сыне Николае II: уже в 1900 году насчитывалось 42600 школ с 1600000 учащихся. Опекая церковно-приходскую школу, Александр III осознавал важность соединения в народной школе основ образования и воспитания. Это воспитание, оберегаю­ щее народ от пагубных влияний Запада, царь видел именно в Православии. Поэтому и к приходскому духо­ венству он относился особенно внимательно. До него приходское духовенство лишь немногих епархий получа­ ло содержание от казны. При Александре III был начат отпуск из казны днежных сумм на обеспечение духовен­ ства, и было положено начало улучшению быта русского приходского священника. Следует также отметить, что время Александра III характеризуется интенсивным ростом братств, в особен­ ности в Западном крае, где они противодействовали вли­ янию католицизма, а также обществ трезвости. Одним 427

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz